ИМЕННЫЕ НОМЕРА -САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ В УКРАИНЕ

 

Почему в Украине не будет хороших дорог

Каждый раз, когда я влетаю на дороге в колдобину, вспоминается одна и та же история



Лет пятнадцать назад, когда в польское правительство бросило своим гражданам лозунг «зарабатывайте, где хотите и как хотите», поляк Кшиштоф подался вместе со своим стареньким микроавтобусом на заработки, куда бы вы думали? В Украину. В общем, работал он по договору с одним изданием – газеты по киоскам из типографии развозил. И вот как-то повёз и пропал. У всех паника, куда делся, что случилось? 

Начали разыскивать. Нашли. Сидит Кшиштоф в своём пепелаце, а тот, в свою очередь, колесом в открытом канализационном люке. И сразу же первый вопрос ему:
- Трындец подвеске?
- Почему? – отвечает. – Я же аккуратненько заехал.
- А для чего???
- Как для чего? – не меньше удивился Кшиштоф. – У нас в Польше попасть в дырку от люка или большую неогороженную яму на дороге то же самое, что в лотерее выиграть. Вызываешь полицейского, тот акт составляет, а через день-другой городские власти деньги за ущерб выплачивают. Я уже гаишников вызвал. А что, у вас разве не так?

В общем, Кшиштофу популярно объяснили, какими словами гаишники охарактеризуют его психическое здоровье и сексуальную ориентацию. Тот не стал испытывать судьбу и из колодца выехал даже без посторонней помощи. Бодаться с дорожниками и страховыми компаниями у нас может только человек, обладающий избытком свободного времени или безмерным оптимизмом, или от злости и из принципа.


Дорожный орднунг унд арбайтен

К чему всё это? А к тому, что вновь эта истории вспомнилась мне после того, как я увидел видео, как делают ямочный ремонт дорожники в Германии. И лопаты у них есть, как у наших, и даже штуковина деревянная, которой насыпанный в яму асфальт разравнивают. У нас как? Лопатой набросали, штуковиной разгребли, а потом каток пустили. А может, и не пустили – машины колесами укатают. И в результате – или впадина получилась, если мало его оказалось, или, что чаще, блямба высотой в несколько сантиметров. Наезжаешь на такую, и зубы клацают. У немцев же сначала подошёл специальный мужик с уровнем, приложил его, что-то сказал коллегам. Те снова подсыпали, подровняли – и так раз пять! Каток только после этого подъехал. Думаете, на камеру работали? Вряд ли. Снято всё это было обычной мобилкой ох… удивлённым, в общем, от всего этого нашим туристом.

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ   Конец конвертной зарплате



Дальше – больше. Минувшая зима порадовала теплолюбивых немцев морозами. Минус пятнадцать для них – уже стихийное бедствие, как когда-то для их дедов под Москвой. Не лучшим образом это сказалось и на состоянии дорог. То замерзнет, то растает – вот лёд асфальт и рвёт, если какую трещинку в нём найдет. Совсем, как у нас. И хотя трещин у немцев было на порядок меньше, чем у нас, пришлось им все-таки поднапрячься и дополнительные средства на ремонт дорог выделять – 3 миллиарда евро. Кое-где они решили ямки не заделывать, а снять слой асфальта и постелить его заново. Спросите, что тут удивительного? У нас тоже так делают. Вон, к примеру, в Киеве в прошлом году перед Евро-2012 сколько его содрали и снова настелили. Вопрос в том, как?!

Если бы то, как работают немцы, увидел Генри Форд, то, скорее всего, сказал бы, что его конвейер по сравнению с этим – детский сад. Итак, сначала по всей ширине дороги идут машины, снимающие слой асфальта. Размолотое в крошку покрытие сразу же транспортерами грузится в едущие следом самосвалы. Далее движутся две машины на гусеницах, стелющие новый асфальт по краям дороги. Это велосипедные дорожки. Они красно-коричневого цвета. Рядом едет самосвал и экскаватор, на ходу загружающий бункеры асфальтоукладчиков. Всё это сразу же укатывается едущими следом катками. Далее в этом караване работают два асфальтоукладчика побольше и пошире. Они на основную дорогу кладут асфальт уже черного цвета. И снова к ним в комплекте самосвалы с асфальтом, экскаваторы и катки. Движется вся эта процессия со скоростью километра два в час. Без остановок! Час – два километра, два – четыре. До обеда готово восемь километров. Но и это не всё. На хвосте у них висят машины, которые делают разметку. Единственная, что называется, ручная работа – мужик, который метки на асфальт наносил для разметки. И то не особо вручную – что-то вроде швабры на двух колесиках с резервуаром для краски катил.

Украина - в десятке лидеров. С конца


Но самое интересное в этой истории то, что дороги в Германии далеко не самые лучшие. По данным недавно обнародованного рейтинга Всемирного экономического форума немцы занимают лишь 10-е место. На первом – французы. Далее – Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Португалия, Оман, Австрия, Гонконг. Можно, конечно, сказать, что там нет того, что то замерзнет, то растает. Но дело, оказывается, не только в этом. В Финляндии климат далек от совершенства. Зимы там ого-го! Но, несмотря на это, она в рейтинге на 9-м месте. А немцы оказались лишь на 10-м. Нет смысла перечислять абсолютно все страны в рейтинге, но японцы в нем – номер 14, США – 20, Великобритания – 24, Литва, как ни странно для постсоветской страны, - 32, Турция – 43, Израиль – 46, Китай – 54, Грузия – 56, Италия – 57, Эстония – 61, Азербайджан – 67, Гондурас, которым, как известно из популярного анекдота, назвали не ту страну – 92, Зимбабве – 95, Латвия – 99, Казахстан – 117, Бразилия – 123, Польша, с которой началась эта история, всего лишь на 124 месте. А где же Украина? А Украина глубоко в… 137-м месте из 144. Но всё же не может не радовать обстоятельство, что хуже, чем у нас, дороги в Габоне (а это вообще где?), Гвинее, Монголии, Румынии и на Гаити. На последнем месте наша соседка Молдова. Есть в рейтинге и удар по национальной гордости. Россия расположилась на целую строчку выше! Впрочем, можно утешиться, вспомнив дедушку Гоголя. Все-таки дороги и дураки различаются у нас лишь незначительно.

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ   «В оппозиции хлопцы, которые хотят власти, причем не цивилизованной, а такой, как у Януковича»


Технологический отстой

Специалисты Харьковского автодорожного университета утверждают, что каждые пять лет на дорогах необходимо проводить текущий ремонт, а каждые двенадцать – капитальный. У нас этих сроков не придерживаются, и поэтому на отслужившей свое дороге сначала появляются трещины, а потом покрытие начинает интенсивно разрушаться. У нас предпочитают делать ямочный ремонт. Если он произведён качественно, то следующий понадобится только через пять лет. Но если отремонтировать только крупные ямы и трещины, а мелкие оставить, то всё это превратится в пустую трату денег – уже через пару месяцев мелкие превратятся в крупные. А еще при строительстве и ремонте дорог у нас повсеместно нарушаются технологии. Сами дорожники не скрывают, что засыпать яму холодным асфальтобетоном – мера одновременно дорогая и временная, призванная сделать дорогу проезжей лишь до нормального ремонта. А если смесь еще и положить в лужу при температуре ниже положенных среднесуточных +10°С… А вот нормальный ремонт все никак не приходит, и временное классически становится постоянным. Еще у нас сплошь и рядом вместо специального битума при производстве асфальтобетонной смеси используется самый обычный, ведь он дешевле. В результате даже асфальт, положенный по западным технологиям, живет у нас в несколько раз меньше, чем в той же Германии. Там полотно без серьезного ремонта служит 15-20, у нас от силы 5 лет. Построенным еще в советское время 170 тысячам километров наших дорог уже лет сорок. Это значит, что ремонтировать их нужно было начинать ещё два десятка лет назад. А если учесть еще и то, что технология с асфальтобетоном советских времен давно считается устаревшей, но у нас почему-то продолжает повсеместно использоваться, то становится совсем печально.

«Страшная тайна» «Укравтодора»

Крайне интересные, но малоизвестные широкому кругу автомобилистов сведения о состоянии дорог удалось обнаружить в документе Госстандарта Украины, именуемом «Безопасность движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию».


Во-первых, как ни странно для нашей реальности, «покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, наплывов или иных деформаций, затрудняющих движение транспортных средств», в во-вторых, «состояние покрытия проезжей части и других элементов дороги должно проверяться организациями, которые их эксплуатируют, ежедекадно». Дороги и улицы разделены на пять категорий, группы А, Б, В и проезды (о том, какая к чему относится, знает эксплуатирующая организация).

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ   «Подобием Уго Чавеса в украинской политике была Юлия Тимошенко»


А дальше еще интереснее. Оказывается «предельная глубина отдельных просадок, выбоин не должна превышать 4 сантиметров для дорог 1-й – 3-й категорий и групп А, Б улиц и дорог населенных пунктов; 6 см – для остальных категорий и групп, а «предельная высота наплывов не должна превышать 2 сантиметров для дорог 1-й – 3-й категорий и групп А, Б улиц и дорог населенных пунктов; 4 сантиметров – для остальных категорий и групп».


Но это не всё! В условиях самых сложных для ремонта погодных условий, то есть весной и осенью, сто тысяч квадратных метров дорог 1-й категории совокупная площадь повреждений не должна превышать полутора, а для дорог 4-й – 5-й категории – семи квадратных метров. В другое время года нормы выбоин на них составляют соответственно не более трёх десятых и трёх квадратных метров.

Наконец, мы подобрались к наиболее интересному. Срок ликвидации повреждений на дорогах 1-й категории не должен превышать одних суток зимой и летом и пяти – осенью и весной. Для упомянутых 4-й и 5-й категорий они не могут превышать соответственно пяти и десяти суток. Весьма жёсткими являются стандарты и по «трясучести», измеряемой специальным прибором толчкомером. При превышении их отклонений от предельных уровней приведение дороги в порядок «должно быть выполнено в течение ближайшего строительного сезона». Так и хочется воскликнуть, что трусы придумали не только тормоза, но и госстандарты. Много вы видели дорог, даже после ремонта отвечающих таким требованиям? И существуют ли вообще в природе дороги, где выдерживаются сроки ликвидации повреждений? В пределах Украины, конечно же.

«Дай миллион!»

Еще одна проблема – финансирование содержания дорог. К примеру, одной из причин разрушительности холодов для дорог в Германии было названо то, что в прошлом году на строительство и содержание городских и местных коммунальных дорог в Германии было потрачено лишь пять миллиардов евро при необходимых восьми. Скупой платит дважды. Немцы это быстро поняли и финансирование увеличили. У нас же, по свидетельству автодоровцев, дороги остаются самыми дешевыми. На обслуживание (не строительство!) одного километра трассы первой категории в Казахстане в эквиваленте приходится 43 миллиона гривен, в Словении и Великобритании – по 59, Польше – 87, а в Швейцарии – целый 261 миллион гривен. У нас ежегодно на это должно тратиться 39 миллионов гривен, но тратится ли?

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ   Кому не нравится 8 марта?


В Кабмине традиционно говорят, что для качественного покрытия дорог необходимо больше денег – примерно 450 миллиардов гривен, то есть практически весь годовой бюджет Украины. «Укравтодор» получает примерно раз в тридцать меньше – 15 миллиардов гривен, но на содержание и ремонт дорог из них уходит не более 15%. Все остальное – на возврат кредитов и, конечно же, на проценты по ним. В итоге на дороги остается лишь 2 миллиарда гривен. И это при том, что после того, как отменили дорожный сбор, в стоимость топлива был заложен так называемый дорожный акциз. Каждый из украинских водителей, заправляя бак, отдает на строительство и ремонт дорог в зависимости от его емкости и марки топлива от 80 до 140 гривен. Вряд ли кто-нибудь выдаст военную тайну и скажет точно, сколько именно таким образом собирает денег государство, но по прикидкам получается, что это никак не меньше, чем 20 миллиардов гривен. Получается, что украинские автомобилисты платят за дороги в 10 раз больше, чем уходит на их ремонт. И при этом они дополнительно платят за убитые шины и диски, за ремонт подвески, которая отхаживает в четыре раза меньше, чем в неоднократно упомянутой Германии. 


Cui non prodest?

Получается, что СТО выгодны плохие дороги, выгодны они и продавцам автомобилей, ведь чем быстрее водитель «убьет» свое средство передвижения, тем быстрее озадачится покупкой нового. А еще за счет плохих дорог кормится множество строительных фирм, бетонных, асфальтовых заводов и карьеров, производителей и торговцев спецтехникой и грузовиками и, конечно же, самих дорожников. Это их доходы официальные. А если сюда добавить ещё и то, что, как сообщил в конце 2012 года генпрокурор Украины Виктор Пшонка, из-за недостаточного контроля территориальных подразделений «Укравтодора» за использованием бюджетных средств ревизиями выявлено завышение объемов и стоимости работ почти на 177 миллионов гривен. А сколько ревизии не увидели или не захотели увидеть? Для тех, кто имеет отношение к ремонту и строительству дорог, где крутятся колоссальные средства и откаты, они просто-напросто невыгодны. Больше строителей и дорожников не воруют даже народные избранники. Это любой прокурор скажет. Кто наступит на горло собственной песне, особенно, если она приносит деньги? А потому ждать того, что наши украинские дороги перестанут «убивать» автомобили, могут только безнадежные оптимисты. 



Создан 15 мар 2013



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
Єдина Країна! Единая Страна! Locations of visitors to this page free counters бесплатный счетчик Сopyright by Asasad © 04.04.2005-2017 www.asasad.io.ua™