ИМЕННЫЕ НОМЕРА -САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ В УКРАИНЕ

 

Системе вопреки

Динамо Киев — наша гордость и боль. Underdogs о происходящем в легендарном украинском клубе.



Ты продолжаешь играть, сбиваясь с толку,
Я продолжаю терпеть, сжигая мои дни
Я был тобой приручен, подобно волку
Ведь я отдал душу, системе вопреки…

Nevzor feat. Still Doc «Системе вопреки»

В этой статье я хочу поднять тему того, чего, к моему большому сожалению, в киевском Динамо при нынешнем руководстве никогда не будет. Речь пойдет о системе. Что же я под этим подразумеваю и почему такой пессимизм? Что бы это понять, для начала надо сделать небольшой экскурс в историю.

Итак, во времена давно уже канувшего в Лету Советского Союза, одним из флагманов не только украинского, но и советского футбола было киевское Динамо. Ни для кого не секрет, что футбол в СССР был не просто игрой и развлечением миллионов. Это была гигантская машина, которая была построена не только на части спортивной идеологии страны, но и вокруг которой действовал мощный чиновничий аппарат с соответствующим планированием. В подтверждении этих тезисов довольно легко можно привести ряд фактов – это и определенные привилегии для футболистов в виде альтернативного прохождения службы в спортротах, это и некоторые преференции клубам, болельщиками, которых были руководители страны или республики, это и возможность выезда за рубеж в период закрытых границ и многое-многое другое.

Опять-таки, ни для кого не будет новостью тот факт, что Динамо имело возможность приглашать в свои ряды футболистов со всей Украины, причем часто вопреки желанию самого игрока. Покровительство далеко не последнего в те времена человека, Владимира Васильевича Щербицкого, тоже естественно накладывало свой отпечаток повышенного внимания к команде. Кроме того, de jure футбол в стране, как и другие виды спорта, был любительский, что позволяло легко обходить практически любые вопросы трудового законодательства в отношении футболистов.

Соответственно, и стратегия развития клуба в те времена отталкивалась, в первую очередь, от этих факторов. Селекция, прежде всего, базировалась на количественном факторе. Через клуб ежегодно проходили десятки футболистов. Сквозь призму конкуренции отбирались лучшие, не заигравшие или бесперспективные отдавались в клубы рангом ниже и т.д. Финансовая деятельность клуба была тесно связана с каким-нибудь министерством или крупным предприятием, изредка с местными органами власти. PR и прочие медийные акции на тот момент попросту отсутствовали, и в лучшем случае, ограничивались расклейкой афиш. Эта стратегия не была чем-то особенным – аналогичными приемами пользовались практически все московские клубы, столичные клубы братских республик и даже некоторые клубы крупных областных центров и регионов.

Так было до развала СССР, а потом, в 1992 году в новообразованных независимых странах наступил настоящий футбольный апокалипсис. Многие клубы гибли, на месте старых появлялись новые, постепенно перекраивалась футбольная карта страны. Клубы перешли на профессиональные рейки, а их владельцами вместо заводов и прочих госдепартаментов стали частные лица. По всей стране из-за нехватки финансирования закрылись многие детские футбольные школы, на месте спортплощадок и стадионов появились стоянки и ларьки, поменялось и мышление подростков, у которых появились другие приоритеты. Естественно рухнула и старая футбольная система.

Динамо Киев

Я не хочу идеализировать Григория Михайловича Суркиса, тем более, что в 90-х не было ни одного бизнесмена прямо или косвенно не замешанного в криминале, но, тем не менее, факт остается фактом – в те времена Динамо от гибели спас именно он. Но не об этом на самом деле речь. Я не знаю, была ли в те времена у клуба какая-либо стратегия развития, планирование или хотя бы какой-то условный бизнес-план, но довольно отчетливо прослеживается определенный вектор, который я предполагаю, основывался на привлечении в команду Лобановского и полного ему доверия исходя из его знаний футбольной кухни. Из многочисленных интервью Суркиса на эту тему легко можно понять, что с момента прихода к власти в клубе в 1993 году и до возвращения в команду в 1997 Лобановского, он много раз предлагал последнему должность главного тренера. То есть, все же тренерские шараханья 93-97 годов, скорее всего, были вынужденными, а не планируемыми. В любом случае и до Лобановского и в первые годы после его прихода, неоднократно озвучивалась позиция президента, что клуб, прежде всего, строится вокруг русскоязычных футболистов. Это конечно не стратегия развития, но хоть что-то.

Со смертью Валерия Лобановского и приходом на президентское кресло Игоря Суркиса, мы явственно можем проследить тенденции, которые были в смутных 93-97 годах. Постоянная тренерская чехарда, покупка второсортных легионеров, полная разруха в селекционном отделе, неопределенность в руководящем аппарате, полный провал в спортивном направлении, потеря болельщиков, как следствие абсолютного игнорирования продвижения клуба в болельщицкой среде, и как по мне, главное – абсолютная бессистемность.

Последнее особо больно бьет по клубу, но Игорь Михайлович, как тот бледнолицый из анекдота, каждый раз, в том же самом месте, наступает на одни и те же грабли! Признаю, я не имею ни экономического, ни спортивного образования, хотя и имею три других высших, но даже я вижу, что прежде чем наступать очередной раз на грабли надо задуматься «что же я в прошлый раз сделал не так», и сделать соответствующие выводы. Не можешь сделать выводы сам – обратись к профессионалу, который тебе поможет! Но, к сожалению, при всей своей безграничной любви к клубу, у Игоря Михайловича на первом месте стоит не мозг, а динамовское сердце. В России который год смеются над «спартаковским духом», а у нас уже который год полстраны смеется над «физруками с горящими глазами, динамовскими сердцами и конспектами Лобановского». Мне как рядовому болельщику клуба на это издевательство со стороны нашего руководства просто больно смотреть. Если раньше благодаря бездействию нашего руководства, нейтральные болельщики отвернулись от Динамо и стали нас ненавидеть, то сейчас даже болельщики конкурирующих клубов нас жалеют. Цитируя Горького: «Жалость унижает человека», а Торквемада, в свою очередь, говаривал: «Жалость – зло, которое рождает слабость. Слабость же за собой влечет поражение…». В данный момент, реально унизительно смотреть на все, что происходит в любимом клубе.

Олег Блохин и его командаЯ не только не являюсь поклонником Олега Владимировича, я уже неоднократно писал, что я был категорически против его прихода в Динамо, ибо считаю его очень слабым тренером. Но, сейчас во всю муссируются слухи о его скорой отставке и назначения на пост главного тренера иностранного специалиста. Если честно разрываюсь между действительно огромным желанием сменить тренера и пониманием, что это мало что изменит. Причем меня ни в коем случае не смущает отставка Блохина, тут все очевидно – он загнал клуб в такую пропасть, что врагу не пожелаешь. Смущает другое. Неужели Игорь Михайлович искренне не понимает, что от перестановки кроватей в бордель не нахлынут посетители?

Клуб загнан в такую яму, что единственным выходом из нее есть на данный момент полное обновление, перезагрузка. Я не говорю о том, что надо всех выгнать и набрать новых людей. Боже упаси! Я говорю о том, что нужно рассматривать ситуацию в клубе, как вроде только что в нем сменился собственник (по слухам, доля правды в этом предположении есть, что только утверждает в мысли – время пришло что-то менять).

Что происходит при смене собственника? Прежде всего, происходит аудит, который определяет косяки предыдущего руководства и соответственно пути их решения. На этом этапе происходят изменения в административной части структуры клуба, назначается генеральный директор и т.д. (посмотрите на смену владельцев европейских клубов – везде менялись генеральные/спортивные директора: МанСити, ПСЖ, Удинезе, Рома, Витесс, Ливерпуль и т.д., список можно продолжать до бесконечности). А вот дальше разрабатывается эта самая пресловутая система, о которой я упоминал в самом начале. Благодаря стратегическому планированию создается стратегия развития клуба и исходя из нее подбирается кандидат на должность спортивного директора. Философия работы этого спортдира должна соответствовать философии развития клуба.

На данный момент, существует довольно много классических стратегий и каждая из них зависит от множества факторов, но для клуба, прежде всего, ценность имеет индивидуальная стратегия, построенная на одной из классических.

Так, одной из стратегий развития клуба есть так называемая «балканская» или «восточно-европейская модель». Она подразумевает под собой ряд факторов: она изначально направлена на финансовую независимость и прибыльность клуба в ущерб спортивным результатам, недопустимость больших трат, развитую сеть футбольных школ и предполагает доминирование на внутреннем рынке. Фактически, похожую стратегию использовало Динамо при Григории Михайловиче: доминирование в чемпионате Украины на фоне финансового кризиса в других клубах позволяло безболезненно за копейки скупать лучших отечественных футболистов и путем жесткого отсева строить команду ориентированную на еврокубки. Различие лишь в том, что подобная модель предполагает массовые продажи игроков за рубеж. Так, например, сербский Партизан за последние 10 лет продал игроков на 110 млн. 665 тыс. евро, при этом купив только на 9 млн. 869 тыс. евро, чистая прибыль на трансферах за последние 10 лет составила 100 млн. 796 тыс. евро! Динамо же в те годы так активно никого и не продало (не считать же трансфер Максимова за 750 тыс. евро в Вердер распродажей). Потом уже пошли трансферы Шевы, Реброва, Лужного, но к тому времени Динамо уже отошло от этого вектора развития и вступило в эру бессистемности имени Игоря Михайловича. Я ни в коем случае не призываю переходить на эту модель, так, как все же сейчас клуб уже вышел на иной уровень, о чем хотя бы говорят его траты за последние годы.

Похожей, но все же несколько другой, есть «голландская модель». Она очень близка к балканской, но все же отличается тем, что в ней не отбрасываются спортивные результаты и она в отличии от предыдущей не так ориентирована на воспитание местных футболистов, а скорее на покупку по дешевым ценам перспективных футболистов с определенного региона и выращивание из них условных звезд на перепродажу. Естественно понятие «звезда» субъективное, вот и получается, что при одинаковом подходе Аякс или условный Фейеноорд имеет на выходе одну сумму прибыли с трансферов, а какой-нибудь Ден Хааг или Бреда совсем другую. Кроме того, практически идентична ей, «франко-бельгийская система», которая отличается от голландской тем, что ориентация при закупке дешевых юниоров идет на бывшие французские колониальные владения (в Голландии в этом плане география все же пошире – страны Карибского бассейна, Скандинавия, Восточная Европа и т.п.).

«Португало-бразильская модель», есть чем-то средним между голландской и балканской с упором на португалоязычный рынок и тоже ориентирована на получение прибыли средствами перепродажи.

Олег Блохин
Кардинально отличается «европейская модель» в угол которой ставится прежде всего результат любыми средствами. Понятно, что подобная система предполагает мощную финансовую базу, которая будет основываться не на прибыли с трансферов, а на каких-то других аспектах экономики клуба. Очевидно, что нынешнее Динамо наиболее близко на данный момент к подобной модели. Проблема лишь в том, что клуб взял от нее лишь худшее, вытягивая в трубу деньги инвесторов, не давая ничего в замен. Особенно сильно по клубу это ударит в условиях надвигающегося финансового FairPlay. К тому же на самом деле большинство европейских клубов пытаются отойти от этой стратегии (ну разве что за исключением футбольных нуворишей с арабскими деньгами) и развиваться в определенном индивидуализированном симбиозе более прибыльных стратегий.

Так, например, при покупке Удинезе семейством Поцци были разработаны определенные принципы «модели Удинезе», которые включали в себя ряд интересных пунктов: создание финансово-независимого и прибыльного клуба; недопустимость неоправданно больших трат; создание обширной сети скаутов, исследующих как зарубежные, так и итальянские футбольные рынки; ориентация на молодых и перспективных футболистов, с продажи которых в последующем можно получить прибыль; поиск тренера, способного раскрывать лучшие качества молодых футболистов и т.д. Сейчас Удинезе один из самых прибыльных клубов Европы, который только на трансферах за последние 10 лет заработал около 150 млн. евро.

Кроме того, если уже говорить о селекционной политике клуба. В Динамо селекционный отдел это сборище непрофессионалов на пенсии. Свидетельств этому много и я даже не буду, как аргумент, приводить результаты «работы» этой структуры клуба. О чем говорить, если даже очень уважаемый мною Виталий Косовский, год проработав в селекционном отделе клуба со скандалом оттуда ушел, сказав, что с тем отношением, которое есть внутри коллектива там работать невозможно. Утверждать не буду, но по слухам, одной из причин таких результатов есть относительно низкая зарплата (чуть больше 1 тыс. долларов) сотрудников селекционного отдела, которая собственно и ведет к необходимости для них использования системы откатов. По словам довольно известного агента Марко Трабукки в Италии средняя зарплата скаутов колеблется в районе 5 тысяч евро, что тоже не очень много. Возникает вопрос, если условный Мануэль Джеролин (по моему мнению, на данный момент лучший скаут мира) получает такую зарплату, то нет ли смысла предложить в несколько раз больше и перекупить его к себе начальником селекционного отдела? Ведь результатом его работы станет то, что клуб будет экономить миллионы, десятки миллионов и траты на зарплату Джеролину окупятся с лихвой.

Следующий вопрос – вопрос преемственности. Вот возьмем мы сейчас вместо Блохина условного Магата (Тухеля, Рагника, Шаафа, или прочего Моуриньо – нужное, подчеркнуть). Неужели что-то от этого кардинально изменится? Да ничего не изменится, потому что тренера подбирать нужно уже после разработки основных принципов стратегии развития клуба, а не наоборот. Если завтра Суркис встанет не с той ноги и вдруг захочет устроить украинизацию, то захочет ли тут работать условный Магат? А у нас что получается: работал Сабо – накупил кучу игроков, пришел Газаев – игроки Сабо ему не нужны, ему нужны другие игроки, накупили новых игроков, приходит Семин и ему не нужны игроки Газаева, покупай новых? И так бесконечный конвейер из игроков под разные игровые стили, разных национальностей, говорящих на разных языках, у которых нету ничего общего. О каком коллективе может вообще идти речь? Нужна систематическая преемственность.

Рассмотрим пример Шахтера – проведен аудит, выбрана стратегия развития клуба, под эту стратегию подбирается сначала гендиректор и глава селекционной службы, начинают подбираться тренеры с определенным виденьем и знаниями языков и футболисты определенных национальностей под тот стиль игры, который предусмотрен не тренером, а стратегией развития клуба. На данный момент «Шахтер» играет в одном стиле уже много лет, я уверен, что так же как бразильцы частично выучили русский язык, украинцы выучили хотя бы основы португальского. По сути, на данный момент вливаются только португалоговорящие и русскоговорящие игроки, в результате чего оказавшись в родной языковой среде им нужна минимальная адаптация.

То же самое и в «Металлисте», с учетом того, что испанский и португальский языки очень похожи – адаптация там проходит безболезненно. Тот же самый принцип в условной «Барселоне» – футболисты подбираются под философию клуба, а не наоборот. Что же получается у нас – один знает голландский, второй — английский, третий — французский, четвертый — вообще какое-то местное суахили, а потом даются интервью из серии интервью Ленса: «Что нам сказал тренер в раздевалке? А черт его знает что он сказал – он только на матерном умеет, а я только голландский понимаю». Или же показателен пример с Кранчаром и Раффаэлем – Семину нужны были медленные технари, Блохину нужны быстрые под его «бей-беги, быстрей-быстрей», следующему тренеру понадобятся силовые атлеты и т.д. так что же каждый сезон заниматься купи-продай? Это же нонсенс!

Ну и напоследок, стратегия развития клуба это не только кадры, выбор селекционной модели и подбор стиля игры. Это и продвижение бренда клуба на новые рынки, и увеличение финансовой составляющей, и много другое.

Например, так уж получается, что у нас в УПЛ нету единого телевизионного пула и каждый клуб продает свои права как ему Бог на душу положит. Начиная с этого года, права на трансляции голландского Эре за пределами Голландии купил Руперт Мердок. За 12 лет он заплатит клубам Эре почти 1 млрд. евро, в среднем около 80 млн. евро за сезон. В Голландии в Эре играют 18 клубов, то есть в среднем каждый клуб получит около 4,5 млн. евро. Я довольно часто смотрю Эре и не скажу что его уровень так уж выше нашего отечественного, скорее даже ниже, хотя и более ровный. Что мешает Динамо продавать свои права за границу самостоятельно? Уверен, в странах, где много наших эмигрантов в первом-втором поколении (Канада, США, Португалия, Аргентина, Бразилия и т.д.) такой бы продукт пользовался популярностью при соответствующей раскрутке.

Фан-сектор Динамо

Кстати о раскрутке. В Динамо практически в зачаточном уровне находится фан-менеджмент, а ведь это тоже один из краеугольных камней стратегии развития клуба. Только недавно появились аккаунты в соцсетях, да и то они вызывают массу нареканий, как и работа сайта. Просто хитом со знаком минус являются регулярные новости о выезде команды на гостевые матчи. Так, к примеру, новость на последний выезд звучит следующим образом: «Футболисты в количестве 18 человек, тренерский штаб и персонал Динамо приехали в Луганск и разместились в одной из самых комфортабельных гостиниц города Дружба. Из-за дисквалификации не поможет команде в завершающей игре первого круга чемпионата Андрей Ярмоленко. Также остались в Киеве полузащитники Огнен Вукоевич и Андрей Цуриков». Все! Ни слова не сказано, кто же таки полетел в тот Луганск, нету ни одного упоминания, почему не полетели Андрей и Огги. Судя по отношению клубного руководства, об этом всем болельщики должны догадываться сами или же обращаться к экстрасенсам.

Работа школы – это основа любого клуба. Наша школа всегда славилась своими выпускниками. Но сейчас коррупция и кумовство, которое в ней процветают, банально душат перспективных ребят. Что самое интересное – посмотрите, к примеру, школы Шахтера и Металлиста – там сейчас около 10-15% парнишек, которых списали из школы Динамо. Dejure, списали с формулировкой «непригоден», а defacto, за то, что родители не заплатили мзду. Каждый год в динамовской школе на Нивках проводится набор мальчиков с 7 лет. Где об этом, кроме как на сайте за стеной ссылок написано? В этом году хоть Ультрас за собственные деньги и по собственной инициативе провели акцию и развесили по городу афиши о приеме в динамовскую ДЮСШ, а так бы и этого не было и никто бы об этом так и не узнал.

К примеру, с приходом в Рому американских владельцев и назначения на руководящие должности Джеймса Палотты и Томаса Ди Бенедетто, первое что они сделали, стали развивать фан-менеджмент. Так были открыты аккаунты во всех крупнейших соцсетях причем с ориентацией на новые рынки США и Китая, открыты официальные аккаунты с иллюстрированных онлайн-сервисах, где регулярно выкладываются фотографии из жизни клуба – с тренировок, раздевалки, шутки футболистов. Предложили бесплатно слушать зарегистрированным болельщикам iTunes плей-листы футболистов Ромы. Создан фентези-менеджер посвященный клубу, и т.д. Все делается для сближения клуба с болельщиками.

У нас этого ничего нет и не планируется. Ту ересь, что организовали с абонементами иначе назвать просто нельзя. Кто додумался организовать школьный сектор рядом с гостевым? Это же чем надо было думать? Я как представляю условных полтысячи болельщиков из Харькова и как они себя вели в позапрошлом году на стадионе Динамо, а рядом с ними сектор школьников. Страшновато, честно говоря. На стадион выгоднее ходить по билету, нежели по абонементу – выгоднее не в экономическом плане, а банально в моральном: все розыгрыши на стадионе проводятся только с владельцами билетов, а владельцы абонементов, как второсортные личности какие-то сидят на это и смотрят. Скидки 10% на еврокубковые матчи ввели за день до матча с Генком, те, кто по абонементу купил билет заранее – покупали его по полной стоимости. Повторяю – тут дело не в тех несчастных 10-50 грн. разницы, а в отношении – в Италии, Германии, Англии владельцем абонентов быть престижно и выгодно, среди них проводятся разные викторины и конкурсы с ценными призами от клуба (мячи, футболки, костюмы с подписями футболистов и т.д.), есть бесплатный доступ к клубному видео, у нас единственный плюс абонементов это то, что не надо стоять очередь возле касс.

Ах да, сейчас еще ввели скидки от так называемых партнеров по программе «Друзья Динамо». Например, мы теперь можем на 15% дешевле полечиться в «Борисе» (вот только скидка распространяется исключительно на медицинские услуги, которые принимают участие в дисконтной программе и ни на что больше – все осмотры, лекарства, стационар и все другое без всяких скидок. Зачем такая скидка нужна?), на 10% купить дешевле мужской костюм от «Арбер» (вот только фишка в том, что, во-первых, костюм стоит на порядок дороже чем в любом другом магазине, а во-вторых, скидка распространяется только на костюмы на которые и так есть скидка, причем эти скидки не суммируются. То есть, фактически, скидки никакой нет), и т.д. Какой-то тупой лохотрон, одним словом. Извините, конечно, но это не фан-менеджмент – это непонятно что.

Вот и получается, что в то время, пока одни прогрессивные клубы планируют стратегию развития, выстраивают клубную систему, наше Динамо, как призрак из 90-х, живет системе вопреки.



Создан 08 ноя 2013



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
Єдина Країна! Единая Страна! Locations of visitors to this page free counters бесплатный счетчик Сopyright by Asasad © 04.04.2005-2017 www.asasad.io.ua™